Быстроходная траншейная машина БТМ

машина бтм

Быстроходная траншейная машина БТМ — основная машина, применяемая для отрывки траншей и ходов сообщения полного профили в грунтах до IV категории включительно, с отвалом грунта на обе стороны.

Быстроходная траншейная машина БТМ смонтирована на базе тяжёлого тягача, в который внесены конструктивные изменения. Основные изменения состоят в том, что при изготовлении БТМ на тягач дополнительно устанавливается уменьшитель скоростей; изменяется конструкция главного фрикциона, воздухоочистителей двигателя и привода вентиляторов; делается углубление на площадке кузова; изменяется конструкция и расположение топливных баков; оба аккумуляторных ящика устанавливаются с правой стороны машины; снимаются борта кузова и дуги с тентом; снимается лебедка с приводом; снимается прицепное устройство. Внесены и другие изменения, связанные с необходимостью монтажа рабочего органа БТМ, механизмов привода рабочего органа, механизмов подъёма и опускания его.

Базовая машина (тяжелый тягач) состоит из следующих основных частей: рамы, силовой установки, силовой передачи, ходовой части и кабины. Рама базовой машины предназначена для размещения механизмов и узлов машины. Рама сварной конструкции коробчатого сечения. По расположению механизмов и узлов машины внутренняя часть рамы делится на три отделения: силовое, воздухоочистителей и топливных баков.

В передней части рамы расположено силовое (моторно-трансмиссионное) отделение, в котором размещена: двигатель; главный фрикцион; коробка передач с уменьшителем скоростей; правый и левый планетарные механизмы поворота; приводы управления главным фрикционом, коробкой передач, уменьшителем скоростей и планетарным механизмом поворота; промежуточный вал; водяной радиатор; бортовой топливный бак; масляный бак; вентиляторы.

Непосредственно за силовым отделением находится отделение воздухоочистителей, в котором расположены два воздухоочистителя и вертикальный редуктор привода рабочего органа. Отделение топливных баков занимает среднюю и кормовую части рамы. В нём расположены два основных топливных бака и выключатели торсионных валов.

Рабочее оборудование траншейной машины БТМ состоит из следующих основных частей:
— рабочего органа;
— механизма подъема и опускания рабочего органа;
— силовой передачи к рабочему органу и механизму подъёма и опускания рабочего органа.

Прежде чем перейти к более подробному описанию отдельных частей, узлов и механизмов БТМ, коротко остановимся на описании принципа работы рабочего органа машины н описании кинематической схемы, т. е. схемы передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ходовой части, рабочему органу машины и механизму подъема и опускания рабочего органа.

Принцип работы БТМ по отрывке траншей заключается в следующем. При переводе рабочего органа из транспортного в рабочее положение вращающийся ротор, опускаясь, постепенно заглубляется в грунт. Ковши своими зубьями разрыхляют грунт, захватывают его и поднимают вверх, откуда он свободно падает на рассекатель. Последний направляет грунт на два лопастных метателя, которыми он отбрасывается в стороны. При этом необходимо учесть, что в процессе отрывки траншеи машина совершает поступательное движение вперёд на одной из рабочих скоростей в зависимости от глубины отрываемой траншеи и твёрдости грунта. Таким образом, в результате работы, производимой рабочим органом, и одновременного поступательного движения машины вперёд мы получаем траншею.

Дальность отбрасывания грунта регулируется отражателем, установленным над каждым метателем. Для придания траншее откосов на раме рабочего органа с двух сторон установлены ножи откосообразователя, которые, срезая со стенок траншеи грунт, направляют его в ковши ротора. Для уяснения кинематической схемы машины проследим порядок передачи крутящего момента от двигателя к исполнительным органам машины.

Силовая передача от двигателя на ходовую часть машины осуществляется через коробку передач с уменьшителем скорости (при транспортном ходе машины передачи уменьшителя скорости не включается), два планетарных механизма поворота и два бортовых редуктора базовой машины.

Привод рабочего органа осуществляется от двигателя базовой машины через уменьшитель скоростей, промежуточный вал, вертикальный редуктор, распределительную коробку, первую карданную передачу, передаточный редуктор, второй карданный вал передаточного редуктора, правый бортовой редуктор рабочего органа и звездочки поперечного вала, которые приводят во вращение ротор.

Перевод рабочего органа из транспортного положения в рабочее и обратно, т. е. опускание н подъём ротора, осуществляется при помощи лебедки. Привод к лебедке осуществляется от распределительной коробки при помощи цепной поперечной передачи, состоящей из двух приводных цепей и натяжного устройства. Привод метателей осуществляется от правого и левого бортовых редукторов, с которыми они находятся в постоянном зацеплении.

Технические характеристики БТМ

Тип машины: роторная с навесным оборудованием
Размеры отрываемой машины, м:
—-ширина по верху: 0,9-1,1
—-ширина по дну: 0,7
—-глубина: до 1,5

Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
—-длина: 7350
—-ширина: 3200
—-высота: 4300
Габаритные размеры в рабочем положении, мм:
—-длина: 10.850
—-ширина: 3200
—-высота: 3500

Дорожный просвет, мм: 425
Марка двигателя: В-401
Число цилиндров двигателя: 12
Топливо: дизельное летнее ДЛ и зимнее ДЗ