Путепрокладчик БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2

С помощью путепрокладчика БАТ-2 выполняются следующие виды работ: перемещение грунта при устройстве переходов через овраги, рвы, воронки и траншеи; устройство спусков к переправам; расчистка маршрута колонного пути от кустарника, деревьев, пней, снега и камней; устройство проходов в завалах в лесу и населенных пунктах; укладка блоков дорожно-мостовых конструкций; отрывка котлованов при самоокапывании; устройство проходов на местности, зараженной радиоактивными веществами.

Основными частями путепрокладчика БАТ-2 являются базовая машина (изделие 454) и рабочее оборудование. Рабочее оборудование, установленное на путепрокладчике БАТ-2, предназначено для разработки мерзлых и немерзлых грунтов, выполнения грузоподъемных работ. В состав рабочего оборудования входят бульдозерное, рыхлительное и крановое оборудование, механизм отбора мощности, гидропривод и электрооборудование.

Бульдозерное оборудование предназначено для послойной разработки и перемещения грунта. Тип оборудования — с универсальным отвалом. Ширина отвала в путепрокладочном положении 4000 мм, бульдозерном — 4570 мы, грейдерном -4300 мы. Высота отвала 1200 мм. Величина заглубления — 450 мм, подъёма — 3700 мм. Угол перекоса отвала до 10 градусов.

Бульдозерное оборудование размещается в передней части машины и состоит из охватывающей рамы, толкающей рамы, отвала, лыжи и механизмов управления.

Охватывающая рама предназначена для передачи усилий от корпуса машины на толкающую раму. Она имеет П-образную форму и состоит из двух боковых продольных брусьев, соединенных в передней части корпуса машины поперечной балкой, и двух упорных кронштейнов.

Продольный брус сварной конструкции продольного сечения имеет форму усеченной пирамиды, в вершинной части которой имеется отверстие для шарнирного соединения с пальцем кронштейна. Второй конец бруса имеет привалочную поверхность и два отверстия для пальцев, жестко соединяющих между собой брус и поперечную балку.

Поперечная балка сварной конструкции коробчатого сечения по своим концам имеет гнезда прямоугольной формы с двумя вертикальными отверстиями. В гнезда вставляются конем брусьев, которые затем соединяются пальцами. Жестко соединенная конструкция имеет возможность поворачиваться в вертикальной плоскости относительно осей упорных кронштейнов. Два нижних кронштейна поперечной балки предназначены для шарнирного соединения с толкающей рамой, а два верхних — для соединения с тягами механизма подъема бульдозерного оборудования. Упорные кронштейны являются соединительными звеньями между бульдозерным оборудованием и корпусом машины.

Толкающая рама предназначена для передачи усилий, возникающих при разработке грунта, от охватывающей рамы на отвал и крепления к ней всех основных частей бульдозерного оборудования. Она представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в форме арки. В центральной части по оси рамы имеется отверстие с запрессованными втулками, которое предназначено для шарнирного соединения с отвалом. С боков рамы расположены упоры, передние поверхности которых являются опорными для кронштейнов крыльев отвала в путепрокладочном положении при движении машины вперед, а тыльные — захватами при движении назад.

На верхних листах рамы приварены два кронштейна для крепления гидроцилиндров механизма перекоса отвала и два — для крепления гидроцилиндров механизма. подъема. В передней части рамы приварены две скобы, которые обеспечивают фиксацию рычагов механизма установки.

Отвал предназначен для послойного резания и формирования призмы грунта. Он воспринимает усилия от толкающей рамы в процессе разработки грунта. Основными частями отвала являются левое и праве крылья и центральная часть. Левое и правое крылья отвала аналогичны по устройству и представляют собой сварную металлоконструкцию. Передний лист имеет конфигурацию, обеспечивающую оптимальный угол резания и отваливания грунта. В нижней части крыльев закреплены болтами ножи, имеющие износостойкую наплавку. При канале режущих кровов ножи подлежат замене. В тыльной части крыла для жесткости предусмотрены ребра и балки коробчатого сечения. К тыльной части крыла приварены кронштейны крепления телескопической штанги и кронштейн, являющийся упором крыла в толкающую раму при работе в путепрокладочном положении. Здесь же закреплены шарнирно на оси подпружиненный захват, который удерживает крыло прижатым к толкающей раме в путепрокладочном положении. С внешней стороны каждого крыла установлены пальцы крепления крыльев к толкающей раме при перевозке машины по железной дороге. На внутренней стороне крыла имеются нижний и верхний кронштейны с отверстиями. Через эти отверстия левого и правого крыльев в центральной части отвала проходит палец, который обеспечивает при необходимости поворот крыльев дпя установки их в путепрокладочное, бульдозерное или грейдерное положения.

Центральная часть отвала представляет собой сварную металлоконструкцию с криволинейной передней поверхностью, в нижней части которой болтами закреплен нож. Тыльная сторона центральной части отвала выполнена в виде балки коробчатого сечения, в торец которой вварена трубчатая цапфа, обеспечивающая шарнирное соединение с толкающей рамой. В месте соединения с толкающей рамой торец цапфы закрывается крышкой с канатом. Канат крышки обеспечивает выдвижение отвала относительно толкающей рамы на 620 мм при перевозке машины по железной дороге. Сверху центральной части отвала приварены два кронштейна. Наклоненный вперед кронштейн имеет верхнее отверстие для соединения с корпусом гидроцилиндра лыжи и нижнее — для соединения с кронштейном лыжи. К наклоненному назад кронштейну приварены проушины для шарнирного соединения с двумя гидроцилиндрами перекоса отвала.

Лыжа предназначена для регулирования толщин срезаемого слоя грунта при путепрокладочном положении крыльев отвала. Она воспринимает вертикальные нагрузки, возникающие в процессе разработки грунта, и тем самым частично разгружает гидроцилиндры механизма подъема. При движении машины вперед лыжа копирует поверхность местности, заставляя приподниматься или опускаться отвал, поддерживает постоянную толщину срезаемого грунта. Она крепится к центральной части отвала и вынесена вперед. Основными частями лыжи являются кронштейн, опора, цепь и гидроцилиндр. Опора шарнирно соединена пальцем с кронштейном. Наклон лыжи относительно кронштейна регулируется длиной цепи. При втягивании штока гидроцилиндра кронштейн поворачивается и лыжа поднимается, увеличивая толщину срезаемого грунта, а при выдвижении — опускается.

Механизмы управления предназначены для изменения положения бульдозерного оборудования. К ним относятся: два механизма установки крыльев, механизм перекоса отвала, механизмы поворота и механизм подъёма бульдозерного оборудования.

Механизм установки крыла обеспечивает путепрокладочное, бульдозерное или грейдерное положение отвала. Он расположен между крылом и толкающей рамой и состоит из телескопической штанги, рычага, крюка и гидроцилиндра стопорения. В путепрокладочном положении крыла механизм выключен из работы, штанга и рычаг повернуты и сложены между крылом и рамой. Усилие, возникающее при разработке грунта, передается от крыла на толкающую раму через упор. В бульдозерном положении крыла рычаг повернут относительно своей оси на 180° й вертикальной плоскости и зафиксирован крюком, телескопическая штанга установлена в положение, обёспечивающее передачу усилий от толкающей рамы на крыло.

Основными частями телескопической штанги являются наружная труба, внутренняя труба, тарельчатые пружины, подвижный шток и палец. Внутренняя труба заполнена набором тарельчатых пружин, предназначенных для снижения динамических нагрузок при встречи крыла с препятствием. Проушина подвижного штока выполнена в виде крестовины, что позволяет ей поворачиваться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

В бульдозерном и путепрокладочном положениях внутренняя труба втянута во внешнюю трубу и зафиксирована пальцем. В грейдерном положении крыла внутренняя труба выдвигается и фиксируется тем же пальцем путем его перестановки в другое гнездо. Рычаг предназначен для перевода телескопической штанги из бульдозерного положения в путепрокладочное или обратно. Перевод осуществляется путем поворота рычага относительно оси, установленной в отверстие толкающей рамы.

Крюк, поворачиваемый гидроцилиндром, предназначен для фиксации рычага при бульдозерном или грейдерном положении. Механизм перекоса предназначен для поперечного перекоса отвала на угол 10° для разработки грунта при прокладывании пути на косогоре. Перекос отвала используется также при переводе крыльев из путепрокладочного положения в бульдозерное. Механизм перекоса представляет собой два гидроцилиндра, установленных наклонно друг и другу сверху на толкающей раме. Штоки гидроцилиндров с помощью пальцев соединены с наклоненным назад кронштейном центральной части отвала. Для выполнения перекоса отвала гидроцилиндры включаются в работу так, что шток одного гидроцилиндра втягивается, когда шток другого выдвигается, поворачивая тем самым кронштейн вместе с центральной частью отвала и крыльями относительно оси, проходящей через ось цапфы.

Механизм поворота предназначен для перевода отвала с толкающей рамой из транспортного положения в рабочее и обратно. Он представляет собой два гидроцилиндра, установленных и закрепленных шарнирно сверху справа и слева на толкающей раме. Штоки гидроцилиндров шарнирно соединены с верхним кронштейном качающейся стойки. При работе гидроцилиндров толкающая рама с отвалом поворачиваются относительно оси, проходящей через пальцы, соединяющие ее с балкой, а охватывающая рама — относительно осей упорных кронштейнов.

Механизм подъема предназначен для регулирования положения отвала по высоте в процессе разработки и перемещения грунта. Он установлен впереди слева и справа от кабины н включает два гидроцилиндра, две качающиеся стойки и две серьги, соединяющие балку и кронштейн качающейся стойки. Гидроцилиндр шарнирно соединен одним концом с корпусом машины, а другом — с пальцем качающейся стойки. Усилием движущихся штоков качающиеся стойки поворачиваются относительно оси их крепления к корпусу машины, увлекая за собой через серьги и гидроцилиндры механизма поворота толкающую раму с отвалом.

В транспортном положении бульдозерное оборудование фиксируется двумя пальцами путем соединения балки с корпусом машины и двумя винтовыми штангами, соединяющими корпус машины с качающимися стойками.

Управление бульдозерным оборудованием осуществляется с пультов управления, установленных в кабине и на рычагах поворота. Для установки крыльев из путепрокладочного положения в бульдозерное включением механизма перекоса отвал наклоняется вправо на максимальный угол и опирается крылом о грунт. При этом захват должен выйти из зацепления с упоров на толкающей раме. От действия силы, прикладываемой к концу крыла отвала при движении путепрокладчика задним ходом, рычаг механизма установки крыльев поворачивается вокруг своей оси, конец его описывает полукруг и перемещает телескопическую штангу в бульдозерное положение. Таким же образом устанавливается в бульдозерное положение левое крыло. Гидроцилиндрами поворачиваются крюки и фиксируются рычаги механизма установки крыльев. При бульдозерном положении отвала лыжа остаётся в транспортном (поднятом) положении, а торсионная подвеска передних катков блокируется. Для установки крыла в грейдерное положение вынимается палец из телескопической штанги. Движением путепрокладчика назад крыло переводится в грейдерное пo- ложение, штанга фиксируется пальцем в таком положении.

В процессе эксплуатации фиксация крыльев в бульдозерном или грейдерном положении может быть затруднена в связи с налипанием грунта на центральном отвале. Для смазки трущихся деталей бульдозерного оборудования применяется смазка Литол-24. Смазка производится при проведении технических обслуживаний №1 и 2.