Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме того, она может использоваться для удаления (буксировки) поврежденной техники.
Механизм подъёма и опускания бульдозерного оборудования предназначен для подъёма бульдозерного оборудования и укладки его на носовую часть машины с по-следующей фиксацией, для опускания бульдозерного оборудования из транспортного положения в рабочее и заглубления (выглубления) отвала. Он состоит из рамы, коромысла, кривошипа, гидроцилиндра подъема и гидроцилиндров заглубления. Рама состоит из Г-образных сварных пустотелых балок и поперечины.
Коромысло предназначено для передачи усилия от гидроцилиндра к подъёмной раме. Кривошип предназначен для обеспечения поворота подъемной рамы на 120° при малом ходе штока гидроцилиндра. Механизм перекоса предназначен для наклона отвала в поперечной плоскости на угол до 10° в каждую сторону. Он состоит из кронштейна с проушинами, двух гидроцилиндров, кронштейнов и пальцев. Перекос отвала осуществляется путем втягивания штока одного гидроцилиндра и одновременного выдвижения штока другого.
Механизм крепления бульдозера по походному предназначен для фиксации бульдозерного оборудования в транспортном положении и состоит из гидроцилиндра стопорения, закрепленного на кронштейне башенки механика-водителя, и подставки с отверстием, приваренной к центральному отвалу. Шток гидроцилиндра соединен со стопорным пальцем. В транспортном положении бульдозера подставка своим отверстием совмещается с пальцем гидроцилиндра. При подаче в гидроцилиндр рабочей жидкости происходит фиксация отвала. Ширина отвала в двухотвальном положении 3735 мм, в бульдозеряом-4350 мм, в грейдерном-3550 мм. Высота отвала 1100 мм.
При техническом обслуживании бульдозерного оборудования проверяют исправность всех сборочных единиц и деталей и их затяжку, состояние ножей, наличие и своевременность смазки трущихся поверхностей. Наиболее характерными неисправностями бульдозерного оборудования являются следующие: крылья отвала не переводятся из одного положения в другое вследствие утечки воздуха в пневмосистеме; течь рабочей жидкости из элементов гидропривода; отвал плохо заглубляется из-за износа режущей кромки ножей. Эти неисправности устраняются путем замены вышедших из строя деталей на исправные.
Стреловое оборудование предназначено для перемещения крупных предметов (балок, плит, обломков) при устройстве проходов в каменных и лесных завалах, для откапывания входов в заваленные укрытия, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ. Стреловое оборудование представляет собой полноповоротную телескопическую стрелу с захватом-манипулятором.
Грузоподъемность стрелового оборудования на максимальном вылете 2 т., наибольшая высота подъема груза 11 м., максимальный вылет стрелы 8,835 м. Стреловое оборудование включает поворотную платформу, башню оператора, механизм поворота платформы, наружную стрелу, внутреннюю стрелу, гидроцилиндр подъема стрелы, механизм выдвижения стрелы, захват-манипулятор, механизмы подъема, поворота и раскрытия захвата-манипулятора.
Колейный минный трал предназначен для преодоления инженерной машиной разграждения ИМР-2 противотанковых минных полей из противогусеничных мин всех типов, установленных как на поверхность грунта, так и в грунт в летних условиях, на поверхность снега и в снег в зимних условиях, а также противоднищевых мин со штыревыми взрывателями. Тип трала ножевой, выкапывающего действия. Скорость движения машины с тралом в рабочем положении 6-15 км/ч. Масса трала 950 кг. Время полного монтажа трала 60-90 мин. Трал состоит из тралящего оборудования и механизма перевода. Тралящее оборудование предназначено для выглубления мин из грунта.
Установка разминирования предназначена для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях и завалах и состоит из пусковой установки и боекомплекта. Масса пусковой установки с двумя боекомплектами 3400 кг, время перевода в рабочее положение 6 с. Пусковая установка монтируется в кормовой части машины разграждения ИМР-2 и включает левую и правую направляющие, четыре кассеты зарядов разминирования, шесть ящиков тормозных канатов, два отсека для размещения устройства передача детонации, два механизма отцепки и крепления тормозного каната, дальномер ДСП-30 для определения расстояния до минного поля, электро- и гидрооборудование. Каждая направляющая может обеспечить пуск заряда разминирования. Боекомплект установки включает заряд разминирования У3-83П и реактивные двигатели.
Технические характеристики ИМР-2
Эксплуатационная производительность:
— при устройстве проходов в лесных завалах м/ч: 340-450
— при устройстве проходов в каменных завалах м/ч: 300-350
— при прокладывании колонных путей км/ч: 6-10
— при перемещении грунта: м3/ч: 230-300
Средняя скорость по грунтовым дорогам км/ч: 35-45
Масса т.: 45,7
Габаритные размеры мм.:
— ширина: 3735
— длина: 9950
— высота: 3680
Расчёт, человек: 2
Железнодорожный габарит: 02-Т
Расход топлива на 100 км. пути л.:
— по грунтовой дороге: 280-450
— по шоссе: 240
Запас хода по топливу, км.: 500