АТС-59Г – быстроходный артиллерийский тягач

атс-59

АТС-59Г — средний гусеничный быстроходный артиллерийский тягач. Назначение: буксировка прицепов, перевозка людей и грузов по всем видам дорог и бездорожья. Историческая справка: изготавливали его с 1953 до 1988 гг. Создан на базе более старой модели АТС-59. Старая модель отличалась меньше по габаритам кабины, похожей на ГАЗ-51 и ещё парой нюансов. Производили АТС-59 на курганском машзаводе. Разрабатывали конструкторы ЧТЗ, но потом производства передали в братскую Польшу.

Конструкция простая: коробчатая сварная рама, такое огромное корыто с переборками, негерметичное. И в это корыто устанавливается всё необходимое. Двигатель находится практически посередине. Надёжный мотор типа В2, форсированный для увеличения моторесурса. Высокий объём около 40 литров, V12, 3-тактный, водяного охлаждения с непосредственным впрыском топлива. Мощность при 1700 оборотах в минуту 300 ограниченных лошадей. Сзади расположена грузовая площадка. Сюда можно посадить 12-14 человек или нагрузить груза. Изначально площадка закрывается тентом. Здесь расположены топливные баки попарно и моторный щит.

Технические характеристики АТС-59Г

Потихонечку переходим к ходовой части: подвеска, ходовая часть торсионная, спереди и сзади установлены амортизаторы. Концепция ходовки простая: большое количество опорных катков — по 5 на каждую сторону, и они сравнительно небольшие по диаметру. Создавали относительно равномерное нагружении по длине гусениц, и приемлемое давление на грунт, а это обеспечивало плавное движение на больших скоростях. Ещё с технической части: коробка перемены передач находится между двигателем и мостом под полом кабины. Привод передний.

Шестиместная кабина, словно кают-компания. За спиной за переборкой находится основной бак, система вентиляции между прочим герметичная на случай ядерной угрозы. Странное ощущение: вроде танк не танк, трактор не трактор. Совершенно какое-то особое транспортное средство. Педаль сцепления, газ — очень напоминает трактор. Лючок открывается лобовой, по бокам тоже все открывается, шторки, чтобы уютно поспать, по бокам сидушки. Сзади кислородный баллон, он помогает запустить двигатель, то есть изначально двигатель запускается с помощью стартера и помогает ему газ. Здесь двойная возможность запуска двигателя: и от стартера, и от газа, но лучше комбинировать, потому что все таки уставшая машина. Каждая ручка снабжена надписью.

Сзади стоит лебедка. Она значительно утяжеляет вес транспортного средства АТС-59Г. Но бывают ещё модификации без лебедки. Она тоже запитывается напрямую от двигателя через коробку отбора мощности, стоит сзади. Лобовое стекло с подогревом. Клиренс АТС-59Г — 40 см., он — король бездорожья. В своё время он считался лучшим в мире вездеходом подобного класса.

Расход топлива не измеряется километрами пути, только намотанными часами на мотор, но в среднем при скорости 40 километров в час на 100 километров 156 литров, а так примерно до 40 литров в час. У вездехода 5 скоростей движения, по грунту 25 километров в час.

Машина очень устойчива на склонах и не опрокидывается до последнего. Она может тянуть за собой до 8 тонн груза, форсировать брод более метра. Комплектный двигать имеет воздухоочиститель, что позволяет работать в самых жарких и пыльных уголках страны. В руках хорошего хозяина и самый плохой агрегат будет лучший в мире. Запас прочности АТС-59Г поистине без границ.