Трелевочный трактор ТДТ-55А н его лесохозяйственная модификация — трактор ЛХТ-55 относятся к семейству унифицированных гусеничных тракторов «Онежец», предназначенных для проведения лесозаготовительных н лесохозяйственных работ. На них установлены дизели с пусковыми двигателями.
Все узлы и агрегаты трактора смонтированы на раме, представляющей собой жесткую сварную конструкцию коробчатого типа. В передней части рамы на 3-х опорах с резинометаллическим амортизаторами (передней и двух задних) установлен дизель, к картеру маховика которого закреплена коробка передач, а в задней торцевой части рамы — блок заднего моста, включающий главную передачу, механизмы поворота, тормозы и бортовые передачи. На приливах картеров бортовых передач установлено прицепное устройство, служащее одновременно как для подсоединения нижних тяг навесного устройства СНЛ-З, так и для обеспечения жесткой поперечной связи между правым и левым бортредукторами. Вторичный вал коробки передач соединен с ведущей шестерней главной передачи при помощи вала с двумя упругими муфтами.
Между дизелем и коробкой передач установлена муфта сцепления, вал которой соединяется с первичным валом коробки передач посредством зубчатой муфты. Передний конец вала муфты входит в уплотненный каркасным сальником подшипник. Между зубчатой муфтой и муфтой выключения сцепления размещен дисковый тормозок для обеспечения торможения н остановки первичного вала коробки передач при выключении муфты сцепления и последующего плавного безударного ввода шестерен коробки передач в зацепление при переключении передач.
Ходовая система трактора включает подвеску с опорными катками, направляющие колеса с натяжными н амортизирующими устройствами, ведущие колеса н гусеницы. Подвеска состоит из четырех одинаковых кареток, шарнирно соединенных с рамой рычагами, нижние головки которых свободно опираются на пружины, закрепленные в кожухах на лонжеронах рамы. Ведущие колеса насажены на шлицы ведомого вала бортовой передачи и закреплены с торца болтами.
Гусеница трактора ТДТ-55А представляет собой замкнутую ленту из литых звеньев, соединенных шарнирно пальцами, охватывающую ведущее, направляющее колеса и опорные катки. Передняя часть рамы снабжена раскрылками, к которым крепится закрытая одноместная кабина, объединенная в одно целое с капотом.
Тракторы, предназначенные для работы в условиях тропического климата, оснащены полуоткрытой кабиной. На левом раскрылке рамы, являющемся одновременно днищем кабины, установлены передний мостик управления трактором, гидроусилитель и регулируемое мягкое сиденье оператора.
Капот состоит из двух секций, открываемых: одна — изнутри кабины, другая — с правой стороны трактора. Под капотом расположены дизель, водяной и масляный радиаторы, жалюзи, топливный н масляный баки, гидрораспределитель, бак пускового двигателя, аккумуляторная батарея. Спереди всё подкапотное пространство защищено съёмной решеткой. Между решеткой и жалюзи установлена легкосъёмная сетка, предохраняющая радиаторы от засорения.
Тракторы оборудованы лебедкой, установленной на раме за кабиной, передним подъемно-навесным устройством и толкателем. Привод лебедки осуществляется через промежуточный редуктор, установленный на поперечной связи рамы, от вала отбора мощности в коробке передач с помощью двух карданных валов. Различие в конструкции этих тракторов заключается в том, что трактор ТДТ-55А оборудован гидроуправляемым погрузочным устройством, а лесохозяйственная модификация — трактор ЛХТ-55 — самосвальной металлической платформой, задним подъемно-навесным устройством и задним валом отбора мощности (ВОМ).
На тракторе ТДТ-55А имеются посадочные места для монтажа заднего подъемно-навесного устройства СНЛ-3, а на тракторе ЛХТ-55 — посадочные места для монтажа погрузочного устройства, комплект которого прикладывается к трактору. Поэтому при необходимости трактор ЛХТ-55 может быть переоборудован для трелевки леса, а трактор ТДТ-55А, при наличии в хозяйстве СНЛ-3, для выполнения противопожарных или лесовосстановительных работ. Порядок монтажа СНЛ-3 на ТДТ-55А указан в руководстве по СНЛ-3, пример переоборудования ЛХТ-55 для трелевки леса приведен в настоящем издании.
Погрузочное устройство содержит оборудованный блоком погрузочный щит, шарнирно соединенный с рамой трактора при помощи поворотной рамки, установленной в кронштейнах, опорные ролики, по которым в процессе подъема или опускания перемещается погрузочный щит. Платформа имеет четыре борта, из которых левый съемный, а задний борт с роликовой рамкой открывается внутрь для обеспечения необходимой обзорности при работе трактора с навешенными орудиями. Передний борт выполнен с закрываемым крышкой проемом для лебедки. При снятии крышки обеспечивается возможность работы лебедкой. Для этого же предусмотрена и роликовая рамка заднего борта.
Заднее подъемно-навесное устройство содержит две продольные тяги с ограничителями и одну центральную тягу, предназначенные для навешивания орудий (машин) на трактор, и подъемный механизм для перевода навешанных машин из рабочего в транспортное положение. Продольные тяги шарнирно соединены с прицепным устройством трактора, а центральная тяга — шарнирно с валом подъёмного механизма, включающего ферму из двух кронштейнов и соединительных элементов. Кронштейны закреплены на раме трактора и на приливах картеров бортовых передач. На ферме смонтированы рычаги подъема, соединенные шарнирно с продольными тягами при помощи раскосов, и гидроцилиндры привода. Управление задним и передним подъемно-навесными устройствами осуществляется из кабины оператора. Задний вал отбора мощности (ВОМ) прикреплен к корпусу заднего моста. Он имеет привод через карданный вал от ведущего вала редуктора привода лебедки.
Гидравлическое оборудование тракторов ТДТ-55А объединено в две автономные, раздельно-агрегатные гидравлические системы, питающиеся от общего гидробака: гидросистему технологического оборудования и гидросистему управления трактором. Насосы этих гидросистем установлены на дизеле. Гидросистема технологического оборудования предназначена для подъема, опускания и фиксирования в определенном положении погрузочного щита, платформы, переднего и заднего подъемно-навесных устройств, а гидросистема управления — для снижения усилий, прикладываемых к рычагам управления борт-фрикционами и педали управления муфтой сцепления.
На кабине трактора установлены четыре фары, из которых две в блоке со звуковым сигналом на съемном лобовом листе капота и две — на задней стенке кабины. Одна из задних фар — поворотная. Трактор снабжён стеклоочистителями лобового и заднего стекол кабины, солнцезащитным щитком и зеркалом заднего вида. На задней связи капота лесохозяйственного трактора имеется штепсельный разъем, позволяющий подключать на навешиваемых на трактор машинах кнопку сигнала для двусторонней связи с трактористом.