Самоходные скреперы. Общее описание

скрепер

Самоходные скреперы — землеройно-транспортные машины, предназначенные для послойной разработки и отсыпки грунта слоем заданной толщины с частичным уплотнением. При загрузке самоходных скреперов используют трактор-толкач, так как тягового усилия, развиваемого самим скрепером, недостаточно для заполнения ковша. Работают самоходные скреперы отрядами, в которых один толкач обслуживает от 3 до 7 скреперов в зависимости от дальности транспортирования грунта.

Самоходный скрепер представляет собор шарнирно сочленённую машину, она состоит из одноосного тягача и ковша, соединенных между собой седельно-сцепным устройством и тяговой рамой. На раме одноосного тягача размещается двигатель и силовая передача, предназначенная для передачи вращательного усилия (крутящего момента) коленчатого вала двигателя через ведущий мост ведущим колесам. Рабочее место машиниста расположено в передней части тягача и смещено влево от оси машины.

С помощью гидроцилиндров и седельно-сцепного устройства тягач можно поворачивать относительно ковша до 90° в каждую сторону для управления поворотом скрепера. Кроме того, предусмотрен поперечный наклон тягача относительно ковша до 12-15°, благодаря чему сохраняется постоянный контакт всех колес скрепера с неровностями пороги.

Ковш — основной рабочий орган скреперов. Он предназначен для набора и выгрузки грунта. Ковш состоит из боковых стенок и днища. В передней части днища крепятся ножи, предназначенные для срезания слоя грунта. Спереди и сзади ковша размещены подвижные заслонка и задняя стенка.

Ковш самоходного скрепера заполняется за счет тягового усилия, вызывающего передвижение машины, при положении ковша, опущенном до заглубления ножей в грунт. Передняя заслонка в это время приподнимается, образуя щель, через которую срезаемый слой грунта в виде стружки поступает в ковш. По мере заполнения ковша заслонка закрывается, а ковш поднимается в транспортное положение. Разгружается ковш выдвижением грунта задней стенкой через щель, образованную полностью поднятой заслонкой. Такой способ разгрузки ковша называется принудительным. Положение ковша, заслонки н стенки изменяют гидроприводом рабочего оборудования с помощью гидроцилиндров.

Технические характеристики

Для общего представления о машине, её технических и эксплуатационных показателях составляют технические характеристики. Рассмотрим основные параметры-показатели самоходных скреперов, включаемые в характеристики.

Геометрическая вместимость ковша-объём, ограниченный днищем, боковыми стенками, заслонкой и задней стенкой. Вместимость ковшей самоходных скреперов регламентируется ГОСТ 10055-75 и составляет типоразмерный ряд 8; 10; 15; 25 и 40 м3. Иногда в характеристиках указывают вместимость ковша с «шапкой» — наполненного грунтом выше уровня боковых стенок. В этом случае обычно вместимость на 20% больше геометрической.

Масса снаряжённого скрепера представляет собой массу полностью заправленной машины без груза в ковше. Грузоподъёмность — это максимально допустимая масса груза в ковше скрепера. Ширина резания ковша — расстояние между внешними горцами крайних ножей скрепера. Максимальная величина заглубления — расстояние от кромки ножа максимально опущенного ковша скрепера до опорной поверхности передних и задних колес. Дорожный просвет под ножами — расстояние от кромки ножей до опорной поверхности колес скрепера при ковше, максимально поднятом в транспортное положение.

Для того, чтобы скрепер передвигался по опорной поверхности, к нему необходимо прикладывать определенную движущую силу. Причем величина этой силы непостоянна и зависит от общего сопротивления движению, определяемого характером работы скрепера. Источником движущей силы самоходного скрепера является двигатель. Коленчатый вал двигателя через механизмы силовой передачи передает вращение и вращательное усилие на ведущие колеса одноосного тягача. В месте контакта ведущих колес с дорогой от крутящего момента благодаря силе сцепления шин колес с опорной поверхностью дороги создаемся касательная реакция, называемая тяговой силой.

Для самоходного скрепера наиболее характерны два режима работы — транспортный и набор грунта. При транспортном режиме сопротивление движению складывается главным образом из сопротивления качению н сопротивления подъёму. Сила сопротивления качению возникает вследствие деформации шин и поверхности дороги в зоне их контакта. Сила тяжести скрепера распределяется между осями и воспринимается машиной в виде реакций на передних и задних колесах.