Дизель-поезд. Общее описание

дизель-поезд

Дизель-поезд (дизельный поезд) — тип автономного самоходного пассажирского подвижного состава — поезд, состоящий из моторных (имеющих собственную дизельную энергетическую установку) и прицепных пассажирских вагонов, у которого в обоих концевых вагонах расположены кабины машиниста с постами управления, что обеспечивает возможность челночной работы поезда на участке (без поворота или перецепки в пунктах оборота).

Дизель-поезда используются для пассажирских перевозок в пригородном и местном сообщении на неэлектрифицированных участках ж. д. и обычно имеют вагоны с ме-стами для сидения. Обычная схема дизель-поезда: концевые вагоны, являющиеся моторными, и несколько прицепных вагонов между ними. Мощность энергетической установки моторного вагона (350-800 кВт) и число прицепных вагонов (1-2, иногда до 4) определяются пассажиропотоком и интенсивностью движения. В моторном вагоне, кроме кабины машиниста, размещаются дизель, передача и вспомогательное оборудование энергетической установки.

Значительная часть общего пространства моторного вагона отводится для пассажиров. Для увеличения этого пространства иногда используют размещение дизеля под рамой моторного вагона, для чего требуются двигатели с горизонтальным расположением цилиндров. Передача используется чаще всего гидравлическая или гидромеханическая, иногда, при малой мощности,- механическая.

На российских ЖД-дорогах эксплуатируются дизель-поезда производства Рижского вагоно-строительного завода (РВЗ) типов ДР-1 и ДР-1А (основная схема фор-мирования состава — 2 моторных и 4 прицепных вагона; энергетическая установка каждого моторного вагона — дизель М7565 мощностью 735 кВт, гидравлическая передача) и дизель-поезда производства венгерского предприятия Ганц-Маваг — типа Д1 (два моторных и два прицепных вагона; дизель 12VFE17/2д мощностью 535 кВт, гидромеханическая передача).

На Людиновском вагоностроительном заводе разработана конструкция дизель-поезда ДЛ2 для пригородного пассажирского сообщения, который состоит из двух моторных и десяти прицепных вагонов. Один из моторных (концевых) вагонов -тяговый, имеет две одинаковые энергетические установки, состоящие из дизеля М420 мощностью 770 кВт (тип 12ЧН18/20) и трех-циркуляционной гидравлической передачи ГП1050/211. Другой моторный вагон — тягово-энергетический — имеет одну тяговую энергетическую установку, аналогичную установке тягового вагона, и дизель-генераторную установку энергоснабжения мощностью 500 кВт для отопления вагонов и прогрева тяговых установок поезда при отстое в зимнее время.

Отопление вагонов — электрическое. В качестве прицепных используются вагоны Тверского вагоностроительного завода.

Дизель-поезд типа ДЭЛ01 в 1990-х гг. разработан компанией «ЛуганскТепловоз». Его характеристики: мощность 2х 590 кВт, составность два моторных и два прицепных вагона. Особенностью является использование электрической передачи переменного тока.

Дизель-поезда широко используются на неэлектрифицированных зарубежных ж. д., например в Великобритании. Наиболее известен высокоскоростной (до 200 км/ч) дизель-поезд HST (High Speed Тгаin). Аналогом дизель-поездов по назначению, устройству и функционированию являются автономные поезда, в которых энергетической установкой служит газотурбинный двигатель,— турбопоезда. Например, во Франции в пассажирском движении используются газотурбинные поезда RTG, развивающие скорость 160-200 км/ч.