Машина ГАЗ-66 «Шишига»

Машина ГАЗ-66 "Шишига"

История создания машины ГАЗ-66 проста, как и вся история отечественного автопрома: партия сказала надо, и машину сделали. Первые прототипы были готовы уже в 1957 году. Единственное, что мешало «горьковцам» запустить в серию автомобиль, — отсутствие нужной силовой установки. Она появилась чуть позже, лет этак через 5. Конструкция проста, примитивна, но надежна. Рама покоится на мостах с рессорами. Сверху установлена кабина с мотором. В основной массе автомобили, бороздящие просторы нашей родины, это кунги.

Но мы рассмотрим кузовной вариант. Что мы тут имеем: откидные борта, которые превращаются в лавочки для перевозки личного состава. Особенность «Шишиги»: обратите внимание на задний мост: балка уже не составная, как у машин того периода и уже не литая, а штампованная. А это значит — борьба с весом. Из-за того что передний и задний мост одинаково загружены, соответственно передние и задние рессоры одинаковые. С одной стороны, это хорошо, но есть и свои минусы, о которых я расскажу чуть позже.

Технические характеристики

Перейдем к двигателю, к которому полноценно можно добраться только откинув кабину. Кстати, такая компоновка автомобиля для нашего автопрома была в диковинку, но оправдала все ожидания. Штампованные элементы сваривались в крепкую конструкцию. Технологические панели прикручивали так сначала разблокируем кабину, и что мы видим: ЗМЗ-513 — один из первых V-образных двигателей для грузовиков. Кстати, маленький рулевой редуктор, он червячный, но с гидроусилителем. Восьмерка бензиновый объёмом 4254 кубических сантиметра мощностью 125 лошадей при 2300-2400 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент 284 при 2000 оборотов в минуту. Сделан движок из алюминиевого сплава, так как мотор V-образный, на нём стоят две головки блока цилиндров с развалом в 90 градусов. В конструкции предусмотрен всего один распределительный вал. Много мнений про мотор, но в основном хорошие отзывы. Проблемы чаще случаются от рукожопости и плохих запасных частей. Его можно и в поле починить.

Что мы тут имеем в кабине: а ничего мы тут не имеем, кроме железа. Капот: можно кстати добраться до двигателя, но сильно это не помогает. Из приборов: спидометр, температура, масло. Но самое главное в этом отсутствие всего — эта система подкачки шин. Спустил колеса и едешь. Есть система кондиционирования между прочим, а машина 90-х годов выпуска и 60-х годов разработки. Вот с двух сторон система принудительного кондиционирования салона, ну помимо ещё двух форточек, вот в общём и всё.

Коробка передач — четырёхступенчатая, синхронизированные скорости есть сверху, но так, что и не поймешь. Поэтому двойной выжим — это хорошо. На трассе машина — орущий зверь, который не хочет ехать, но едет и может вести 2 тонны. Перегружать автомобиль нельзя — рессоры не самые сильные, могут прогнуться, но при этом бежит машина, выпивая по 20 литров топлива. Это на твердом паркете. Усилитель руля он и на дороге помогает. Тормоза, ну такие обычные, газовские тормоза, которых как бы нет, но снизу где-то они цепляют и очень надежно, а какой радиус разворота у этого автомобиля. Легковые машины могут позавидовать. Ручка КПП — наверное, только ленивый её не ругал: всё так криво расположено. Эта особенность конструкции. В остальном это очень шумный, жёсткий, но классный автомобиль, в нём чувствуешь себя суперменом.

Машина ГАЗ-66 «Шишига» рождена для другой жизни. Асфальт нужен, чтобы доехать до грязи. Для покорения бездорожья: раздаточная двухступенчатая коробка, клиренс 315 миллиметров и кулачковый дифференциал и переднего и заднего мостов. Ко всему прочему система подкачки колес, но и вес автомобиля по меркам собратьев невелик: 3,5 тонны.

Честно говоря, обзорность посредственная. Кто-то скажет, что на машинах грузовых того периода на заграничных стояли панорамные стекла. Они и тут стояли изначально, но русские ветки и камни показали, что маленькие и плоские стёкла легче меняются. Машина даже спускаясь с парашюта и вставала на четыре колеса. Давление на грунт у «Шишиги» равномерный. Запас прочности на века, что и подтверждается многолетней эксплуатацией в разных уголках мира. Кулачковая блокировка этакий самоблок — объяснить можно, но очень сложно. По идее, он включается, когда одно колесо пробуксовывает.

Отечественные грузовики — это что-то особенное. Наверняка, и старые заграничные машины примерно также по мировосприятию, по ощущениям потрясающие, но вы испытываете другое. Вы чувствуете, насколько вы победитель бездорожья, ну при наличии, конечно, головы на плечах. ГАЗ-66 прощает очень много ошибок и позволяет достаточно многое с собой делать. ГАЗ-66 — это самый массовый армейский грузовик нашей страны. В 1999 году последняя «Шишига» покинула завод. Количество построенных машин немногим не дотянуло до миллиона единиц.