Колёсный тягач МАЗ-538

Колёсный тягач МАЗ-538

С использованием опыта создания и испытаний машин МАЗ-528 и МАЗ-532 в 1960 году минское СКБ-1 завершило проектирование и сборку прототипа более мощного универсального короткобазного тягача МАЗ-538 (4×4), которому была суждена долгая жизнь и сравнительно большое распространение в Советской Армии.

Тягач МАЗ-538 представляет собой двухосный универсальный тягач, предназначенный для использования в качестве базы для различных видов навесного и прицепного оборудования, буксировки прицепов весом 16 и 30 т.

Особенностью конструкции тягача МАЗ-538 является то, что благодаря широкому диапазону скоростей, реверсу, среднему расположению кабины и частичному дублированию органов управления имеется возможность выполнять разнообразные работы (в зависимости от типа навесного оборудования) как при движении вперёд, так и назад.

Технические характеристики МАЗ-538:

Сухой вес тягача: 15.600 кг.
Вес в снаряжённом состоянии: 16.500 кг.
Максимальное тяговое усилие: 12.000 кг.
Число мест в кабине: 2
Габаритные размеры тягача:
длина: 5870 мм.
ширина: 3120 мм.
высота: 3100 мм.
Топливный бак: 420 л.
Марка двигателя: Д12А-375А

В передней части клепано-сварной лонжеронной рамы тягача МАЗ-538 были установлены четырехтактный дизельный двигатель Д12А-375 V12 танкового типа, отрегулированный на мощность 375 л.с., и гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, планетарной 3-ступенчатой коробкой передач и раздаточной коробкой с механизмом отключения переднего управляемого моста. Через дополнительный редуктор крутящий момент подавался на два гидронасоса, приводившие гидроусилители дублированного рулевого управления и до четырех групп исполнительных механизмов навесного оснащения.

Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности. В трансмиссии также имелось реверсивное устройство, позволявшее перемещаться с одинаковыми тяговыми усилиями и скоростями в переднем и заднем направлениях без разворота. Обычно управление тягачом при движении вперед или назад и рабочим оборудованием заднего расположения осуществлял один водитель-механик. В его распоряжении были два регулируемых сиденья, расположенных рядом друг с другом, но обращенных в разные стороны, а также переставное рулевое колесо, две панели приборов и двухсторонние органы управления, размещавшиеся в передней и задней частях 2-дверной цельнометаллической кабины с круговым обзором.

Она оснащалась неоткидными двухсекционными лобовым и задним окнами со стеклоочистителями, электрическим обогревом и солнцезащитными козырьками, дверные стекла сделали откидными. В её комплект входили отопитель от системы охлаждения двигателя и чехлы для неиспользуемых органов управления, а в специальном герметизированном исполнении – фильтровентиляционная установка, создававшая избыточное внутреннее давление.

Ещё одной оригинальной конструктивной особенностью являлась передняя балансирная подвеска на поперечных рычагах с гидропневматическими упругими элементами, но задние колеса крепились на раме жестко.

Тормозная система была двухконтурной пневмогидравлической, все колеса оборудовали планетарными редукторами. В комплектацию тягача входили экранированное 24-вольтное электрооборудование, два топливных бака вместимостью по 240 л, передние и задние сцепные приспособления и четыре штатных прожектора на кабине (по два в каждую сторону).