Путепрокладчики. Виды и сферы применения

путепрокладчики

Путепрокладчики предназначены для прокладывания колонных путей, подготовки и содержания войсковых путей. Примерами конструктивных решений путепрокладочных машин являются путепрокладчики ПКТ-2 и ПКТ, БАТ-М и БАТ-2.

Путепрокладчик ПКТ-2

Путепрокладчик ПКТ-2 оснащен универсальным бульдозерным оборудованием, которое располагается в кормовой части базовой машины. В качестве базовой машины использован колесный тягач КЗКТ-538ДП. От колесного тягача ИКТ базовая машина отличается тем, что из узлов трансмиссии исключены насос и мотор гидроходоуменьшителя, снят редуктор привода агрегатов и установлена дополнительная коробка, обеспечивающая три скорости движения передних и задним ходок.

Универсальное бульдозерное оборудование в транспортном положении размещается на грузовой платформе тягача. Для управления бульдозерным отвалом применены механизм перевода отвала из транспортного положения в рабочее и обратно, механизм перекоса отвала в вертикальной плоскости и механизм управления крыльями отвала. Крылья отвала могут устанавливаться в одно из трех рабочих положений: двухотвальное, бульдозерное и грейдерное. Все операции по управлению отвалом и его крыльями осуществляются из кабины механика-водителя гидравлической системой управления. Установка лыжи в рабочее и транспортное положения производится вручную. Разработка в перемещение грунта выполняются задник ходом машины. С этой целью все основные приводы управления базовой машиной продублированы.

Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчики на базе колесных наших используются в основном для выполнения земляных работ и расчистки снега при подготовке и содержании войсковых путей, полевых аэродромов и для устройства проходов в легких завалах. Путепрокладчик БАТ-М оснащен универсальным бульдозерным оборудованием и крановым оборудованием. В качестве базовой машины в нем использовано изделие 405МУ. Универсальное бульдозерное оборудование в рабочей и столу-транспортном положении размещается в передней части машины, крепится к ее бортам с помощью толкающей рамы, а в транспортном положении укладывается через кабину на платформу тягача.

Все операции по укладке выполняются системой гидравлического управления с использованием лебедки тягача. Такая компоновка при транспортных перемещениях обеспечивает хороший обзор местности из кабины механика водителя и более равномерное распределение нагрузки по опорным каткам ходовой части. Все операции по установке крыльев отвала в двухотвальное, бульдозерное и грейдерное положения осуществляются вручную с использованием комплекта толкателей крыльев. Управление лыжней — гидромеханическое.

Крановое оборудование установлено в кормовой части платформ и используется для укладки элементов мостовых переходов, щитов проезжей части, а также для монтажа и демонтажа универсального бульдозерного оборудования. Для управления крановым оборудованием имеется дистанционный пульт управления.

Путепрокладчик БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2 оснащен универсальным бульдозерным, крановым и рыхлительным оборудованием. Его базовой машиной является изделие 454. Силовая установка, узлы трансмиссии и ведущие звездочки размещены в кормовой части машины, что позволяет установить бульдозерное оборудование в передней части.
Кабина путепрокладчика выполнена двухсекционной. Первой секцией является отделение управления, второй — десантное отделение. Общая вместимость кабины 8 человек.

Рыхлительное оборудование, предназначенное для предварительного разупрочнения прочных талых и мерзлых грунтов, размещено на кормовой части грузовой платформы и включает стойку со сменным наконечником и механизм управления. Наличие трёх видов рабочего оборудования расширяет диапазон применения машины. Бульдозеры применяют для возведения насыпей, разработки выемок, грубого планирования местности, засыпки траншей и рвов, обваловки сооружений, а также для различных подготовительных работ: расчистки местности от кустарника, мелколесья и камней, корчевания пней.

Бульдозеры

Бульдозеры принято классифицировать по следующим признакам: способу установки отвала, типу ходовой части, мощности двигателя или номинальному тяговому усилию, типу привода или управления отвалом. По способу установки отвала бульдозеры разделяют на машины с неповоротным, поворотным и универсальным отвалами. К первым относят бульдозеры, у которых в процессе работы изменяется только угол резания, остальные же установочные углы остаются постоянными, у бульдозеров с поворотными отвалами изменяются угол установки отвала в плане и угол перекоса отвала в вертикальной плоскости, а с универсальным отвалом — все установочные углы. По типу ходовой части бульдозеры разделяются на гусеничные и колесные. По мощности двигателя и тяговому усилию классификация бульдозеров установлена ГОСТ 7410-79Е.

По типу привода или управления отвалом различают бульдозеры с гидравлическим и канатным управлением. У бульдозеров с гидравлическим управлением работой отвалов управляют один, два и более гидроцилиндра, у канатных — однобарабанные фрикционные нереверсивные лебедки с канатно-блочными системами, приводимыми в действие от валов отбора мощности трактора.

Для выполнения подготовительных работ бульдозеры могут оснащаться дополнительными видами рабочего оборудования: рыхлительным, кусторезным, корчевательным. Бульдозеры могут разрабатывать немерзлые и мерзлые предварительно разрыхленные грунты. В качестве базовых машин для бульдозеров чаше всего используют гусеничные тракторы с двигателями мощностью от 50 до 800 кВт, реже — колесные тракторы или тягачи мощностью 75 — 1200 кВт. В зависимости от условий работы применяются отвалы различных конструкций: прямые, с рыхлящими боковыми зубьями, универсальные, совковые, сферические и короткие прямые.

Прямые отвалы имеют прямую образующую, небольшие изогнутые боковые щитки и ножи для уменьшения износа щитков. Ножи отвала обычно состоят из двух частей и снабжены выступающими вперед сменными угловыми ножами. Такими отвалами разрабатывают немерзлые грунты.

Отвалы с рыхлящими боковыми зубьями используются для работы в тяжелых грунтовых условиях (грунт содержит каменистые включения) бульдозерами тяжелого и сверхтяжелого типа. Зубья в них выдвигаются гидроцилиндрами ниже ножей на 20-30 см. Универсальные отвалы применяются для планировочных работ в грунтах с нарушенной структурой (разрыхлённых).

Совковые отвалы имеют боковые щитки, снижающие потери грунта при перемещении. Применяют их при перемещении грунта на большие расстояния. Сферические отвалы применяются для разработки грунтов средней плотности. Изогнутая в плахе форма отвалов предусмотрена для косого резания грунтов, при котором снижается величина сопротивления резанию. За счёт выступающих вперед концов отвала объём призмы волочения увеличивается на 20-30% по сравнению с прямым отвалом. Короткие прямые отвалы предназначаются для бульдозеров-толкателей.

Бульдозерное оборудование с канатным управлением для заглубления в грунт должно иметь значительную массу. У бульдозеров с гидроприводом отвал заглубляется в грунт не только под действием силы тяжести, но и принудительно гидроцилиндрами. Это позволяет снизить массу отвала, облегчить условия работы машины, уменьшить затраты времени на набор призмы волочения и повысить производительность машины. Для работы в плотных грунтах и для разрушения мерзлой корки отвалы снабжаются сменными зубьями.

Сила тяги базовой машины передается на отвал бульдозерного оборудования через раму. Рамы выполняются различных типов: неразрезные (двухшарнирне), разрезные (трехшарнирные) и др.

У войсковых бульдозеров толкающие рамы (балки) делаются короткими, а для облегчения управления и повышения профилирующих качеств оборудования впереди отвала устанавливается лыжа. В качестве базовых машин используются колесные тягачи КЗКТ-538ДП. Машины оснащаются одним (БКТ) или двумя (БКТ-РК2) видами рабочего оборудования.

Бульдозер БКТ

Бульдозер БКТ состоит из базовой машины, бульдозерного оборудования и гидропривода. Малые габаритные размеры и масса оборудования позволили разместить его в передней части машины. Бульдозерное оборудование состоит из отвалов, двух толкающих полурам, двух подкосов и лыжи. Отвал является неповоротным. Изменяя длину подносов можно регулировать угол резания. Толщина срезаемой стружки устанавливается вручную.

Бульдозер-рыхлитель БКТ-РК2 имеет бульдозерное и рыхлительное оборудование и предназначен для планировки площадей, отрывки котлованов, засыпки выемок, устройства спусков к переправам, расчистки дорог от снега, рыхления грунтов, корчевания пней, извлечения из грунта крупных каменистых включений, а также для выполнения функций тягача при работе с прицепным дорожным оборудованием (скреперами, катками и т. п.).

Основными частями бульдозера-рыхлителя являются базовая машина, бульдозерное и рыхлительно-корчевальное оборудование, гидропривод и сцепное устройство. Базовая машина и бульдозерное оборудование аналогичны одноименным элементам БКТ. Рыхлительно-корчевальное оборудование размещается в кормовой части машины и состоит из двух кронштейнов крепления, рамы с двумя упорами, поперечной балки и четырех зубьев-рыхлителей. Привод оборудования осуществляется двумя гидроцилиндрами.